ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ
Том LIII, С. 600-607
опубликовано: 18 сентября 2023г.

ОХРИДСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

Содержание

Вид Охрида. Гравюра по рис. М. Уокер. 1897 г. Иллюстрация из кн.: Old tracks and new landmarks by M. A. Walker. L., 1897Вид Охрида. Гравюра по рис. М. Уокер. 1897 г. Иллюстрация из кн.: Old tracks and new landmarks by M. A. Walker. L., 1897 [Болг. Охридска архиепископия; серб. и македон. Охридскаjа архиепископиjа; греч. ᾿Αρχιεπισκοπὴ ᾿Αχρίδος], правосл. автокефальная Церковь на Балканах, существовавшая с 1019 по 1767 г. Кафедра О. а. находилась в г. Охриде (греч. Ахрида, Лихнид (᾿Οχρίδα, ᾿Αχρίδα, древн. Λύχνιδος), ныне Республика Македония).

Учреждение О. а.

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария, Византийская империя). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана. Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония, историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IХ в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского, который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу. В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп. Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

После перехода Охрида в 1018 г. под визант. власть имп. Василий II Болгаробойца, желая заручиться лояльностью болгар, сохранил автокефальный статус Болгарской Церкви. Хрисовулом 1019 г. он назначил Охридским архиепископом мон. Иоанна из Дебара (см. Иоанн I), что ознаменовало создание О. а. Тремя хрисовулами (1019-1020) император утвердил список ее епархий, большинство к-рых (кроме Драча (ныне Дуррес, Албания), Лариссы, Навпакта, Преслава, Провата, Девелта, переданных в подчинение К-польскому патриарху) ранее входили в Болгарскую Церковь: первоначально помимо Охрида в нее вошли Костур (ныне Кастория), Главиница (Кефалиния, ныне Балши, Албания), Моглена, Вутелий (ныне Битола, Республика Македония), Струмица, Моровизд, Вельбужд (ныне Кюстендил, Болгария), Триадица (ныне София), Ниш, Браница, Белград, Срем, Скопье, Призрен, Липлян, Сервия, Стаги, Веррия, чуть позже - Доростол, Бдин (ныне Видин, Болгария), Раса, Орея, Черник, Химара, Адрианополь (Дриинополь, ныне Либохова), Вела, Ботрот, Янина, Козел, Петра, Ригон (Роги) (Gelzer. 1893. Bd. 2. S. 42-46; RegImp. N 806, 807). Утверждение Охридского предстоятеля приравнивалось к поставлению Болгарского и К-польского патриархов, запрещалось вмешательство светских властей в дела архиепископии. О. а. разрешалось иметь 745 клириков и 715 приходов, а селяне, подвластные ее епархиальным иерархам, освобождались от гос. повинностей. Хотя исследователи сомневаются в аутентичности сохранившихся в списках ХVI-ХVII вв. хрисовулов, утверждавших права О. а. (Новаковић. 1908. С. 2-3; Станев. 2017), их позднее происхождение маловероятно (см.: Тъпкова-Заимова. 1995; Она же. 2000; Eadem (Tapkova-Zaimova). 2008; Божилов. 2011. С. 77-80). Об автокефальном статусе О. а. упоминают визант. канонисты Нил Доксопатр (ХII в.) и Феодор IV Вальсамон (Theodorus Balsamon. In canonem II synodi Constantinopolitanae oecumenicae secundae commentarium // PG. 137. Col. 1017) и Матфей Властарь (῾Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. 1859. Τ. 6. Σ. 258).

Кафедральный собор Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Фотография. 2013 г. Фото: А. Ю. ВиноградовКафедральный собор Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Фотография. 2013 г. Фото: А. Ю. ВиноградовПосле смерти имп. Василия II (1025) отношение властей к О. а. изменилось, ее привилегии постепенно ограничивали. Вторым архиепископом Охридским был «первый из ромеев» богослов Лев (ок. 1037-1056). Далее предстоятелями О. а. становились греки по национальности. Греч. язык сменил славянский в богослужении, вместо слав. названий городов стали использовать греческие. Несмотря на хрисовулы имп. Василия II, император стал сам назначать архиепископа Охрида, а не утверждать кандидата, представленного Охридским Синодом: охридским иерархам, по свидетельству Нила Доксопатра, дозволялось лишь совершить хиротонию нового предстоятеля (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 81). Обычно архиепископами становились представители клира К-польской Патриархии или столичной аристократии: так, Лев Феофилакт (см. Феофилакт Болгарский, ок. 1089 - ок. 1126) и его преемник Михаил (между 1126 и 1132) были клириками собора Св. Софии в К-поле, Феодул I (1056-1064/65), Иоанн II Лампин (1065-1079) и Иоанн III Трезвый (1079-1091) - насельниками к-польских мон-рей, Иоанн IV Комнин (1143-1156/57) - членом имп. семьи, Иоанн Каматир (после 1183-1215) - сановником. Большинство епархиальных епископов О. а. также избирали в К-поле из местного клира, реже благодаря протекции местных правителей епископами становились славяне. Епархиальный епископ мог взойти на кафедру лишь с одобрения местного правителя: сохранилось ходатайство архиеп. Феофилакта Болгарского перед дукой Григорием Таронитом о назначении епископа Водена. Иногда между архиепископом и местными правителями происходили конфликты по поводу поставления епископов: напр., когда дука Скопье Таронитопул низложил Скопского епископа и повелел поставить на кафедру его кандидата, архиеп. Феофилакт отказался это выполнить (Там же. С. 98-100).

Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) обложил приходы и священнослужителей О. а. налогами, запретил Охридскому архиепископу собирать церковный налог в имп. владениях и участвовать в распределении земель владельцев, не имевших наследников. Как сетовал архиеп. Феофилакт Болгарский, чиновники использовали клириков как прислугу, на территории архиепископии получила распространение кровная дань (Теофилакт Охридски, архиеп. Произведения, отнасящи се до бълг. история // Гръцки извори за бълг. история. София, 1994. Т. 9. Ч. 2. С. 92-93, 126-128). Два восстания населения в Охридской епархии (1040-1041, 1072-1073) были жестоко подавлены. Политика властей и нападения норманнов и крестоносцев (занимали Охрид в 1083 и 1096-1097) вызвали массовое переселение болгар: архиеп. Феофилакт жаловался, что «в одной из прекрасных болгарских церквей», Девольской, не осталось ни диакона, ни священника (Там же. С. 102-103). В 1108 г. имп. Алексей I Комнин создал фему Ахрида и восстановил в городе крепость. Архиеп. Феофилакт просил императора уменьшить набор местного населения в армию и сократить численность военного гарнизона в Охриде, т. к. его обеспечение угрожало городу истреблением (Там же. С. 104-105).

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)Постепенно сокращались и границы О. а. При имп. Алексее I Комнине почти все епархии, перечисленные во 2-м (кроме Видина и Расы) и в 3-м хрисовулах имп. Василия II, а также Доростол подчинили К-польскому патриарху, а Сервию и позже Веррию - митрополиту Фессалоники. Изменение границ О. а. зафиксировано в Кодексе епархий кон. ХI - нач. ХII в., сохранившемся в 4 списках XIII-XV вв. (Darrouzès. Notitiae. N 13. P. 371-372), где после описания состава Фессалоникийской митрополии перечислены 23 кафедры (с разночтениями относительно 6 из них) «Престолов Юстинианы Первой и всей Болгарии»: из прежних епархий остались Кастория (Костур), Кефалиния (Главиница), Моглена, Битоля (Пелагония), Струмица (Тивериуполь), Малешево (Моровизд), Велевуздий (Кюстендил), Сердика-Триадица (София), Приздианон (Призрен), Липений (Липлян), Видин, Раса, Срем, Скопье, а также добавились епархии на юго-зап. болг. землях и в Юж. Албании - Преспа, Молиск, Воден, Острово, Полог, Равдовиздий (Радовиш), Девол, Сланица (Пелла), Иллирик-Канина, Гревена, Дебра (Дебар), Вреаногон-Влахи. В нек-рые периоды власть архиепископа была неустойчивой даже в Охридской епархии. Напр., из писем Феофилакта известна история, когда некий монах получил ставропигию от К-польского патриарха и начал строить в Кичеве храмы без уведомления архиепископа (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 83-85).

Церковные главы Охрида стремились повысить положение О. а. с помощью распространения почитания святых, деятельность которых была связана с архиепископией (напр., равноапостольных Кирилла и Мефодия, Климента и Наума Охридских), но прежде всего этому было призвано способствовать провозглашение преемственности Охрида от митрополии Юстинианы Первой (г. Юстиниана Первая, основан в 535 визант. имп. Юстинианом I, в 545 стал центром митрополии, покинут населением в нач. VII в., предположительно совр. Царичин-Град близ г. Лесковац, Сербия). Идею о такой преемственности обосновывали тем, что К-польский Собор 879 - нач. 880 г. не включил Болгарскую архиепископию в список епархий К-польской Патриархии, чем фактически придал ей автономный статус (см. в ст. Болгарская Православная Церковь), т. к. территории бывш. Юстинианы Первой частично входили в то время в Болгарское гос-во. Это предположение обеспечивало континуитет формировавшейся Болгарской Церкви, а впосл. и О. а. (Прокић. 1912; Љубинковић. 1966). Нек-рые исследователи полагают, что эта идея-фикция возникла после визант. завоевания болг. земель (Zaharia von Lingenthal. 1864; Gelzer. 1892, 1893; Döpmann. 1987) и не фигурирует в хрисовулах имп. Василия II, поскольку те затрагивали епархии не всей Болгарии, а лишь части ее бывш. земель, и окончательно оформилась в период раздробленности Византийской империи и соперничества между О. а. и Никейским Патриархатом (Тъпкова-Заимова. 1995; Angold. 2000; Тодић. 2002; Божилов. 2011). Самым ранним упоминанием Болгарской Церкви как преемницы Юстинианы Первой считается дополнение еп. Девольского Михаила, внесенное в нач. XII в. в Хронику Иоанна Скилицы: «...император вновь утвердил Болгарскую архиепископию как автокефальную, как она была ранее, при старом Романе. Он основывался на распоряжении императора Юстиниана, что это Юстиниана Первая, которую он называл своим родным местом, и имела тогда епископом Кастелиона» (Vindob. Hist. gr. 74. Fol. 27v; Scyl. Hist. 715); однако эта фраза может быть поздней, поскольку присутствует лишь в 2 поздних списках ХIV в. Об утверждении этой идеи свидетельствует дополнение «Юстинианы и всей Болгарии» в титуле Охридских архиепископов, начиная с Иоанна I Комнина, Константина, Димитрия II Хоматиана (1216/17 - после 1236), Макария (ок. 1295 и 1299) и др. Даже нек-рые К-польские патриархи, напр. Филофей и Нил (ХIV в.), обращались к предстоятелям О. а. «Блаженнейший архиепископ Юстинианы Первой и всей Болгарии» (Gelzer. 1902. S. 8-9). Об О. а. как о Юстиниане Первой упоминают Феодор Вальсамон и Матфей Властарь. В примечаниях к каноническим положениям Юстинианы Первой, датированных ХII в. и сохранившихся в конволюте ХIII в., утверждается: «Юстиниана Первая называется архиепископией Болгарией во 2-м титуле» (Tovar A. Nota sobre el arzobispada de Bulgaria en un manuscrito griego de Salamanca // Emerita. Madrid, 1962. T. 30. P. 1-7). В «Императорской грамме, изданной Святому собору Пресвятой Великой Церкви Юстинианы Первой и всей Болгарии, Сербии и остальных (земель)» 1272 г. визант. имп. Михаила VIII Палеолога перечислены имена нескольких правителей, связанных с О. а.,- Юстиниана I Великого, Василия II Болгаробойцы, Мануила I Комнина (хотя не упом. Роман I Лакапин (919-944), одобривший введение Патриаршества в Болгарской Церкви; см.: Бенешевич В. Н. Описание греч. рукописей мон-ря Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 540-541, 550-554). В трактате Псевдо-Кодина 1347-1354 гг. говорится: «Подобным образом совершается и рукополагание других патриархов, Александрии, Антиохии и Иерусалима, также архиепископа Юстинианы Первой, Охрида и всей Болгарии, ибо вторая Юстиниана это Кипр, а третья - Карфаген» (Ps.-Codin. De offic. P. 282).

Авторитет О. а. повысился и после назначения ее предстоятелем племянника имп. Мануила I Комнина (1143-1180) Иоанна IV Комнина. Архиепископ стал регулярно присутствовать на церковных Соборах в К-поле (см. в ст. Константинопольские Соборы): в 1143 г. он находился среди вельмож и имел статус, свойственный патриархам и гос. чиновникам, а в 1156/57 г. сидел после патриархов, перед Кипрским архиепископом (RegPatr, N 1041). Его преемник, архиеп. Константин I, на Соборе 1170 г. также восседал после патриархов и подписал соборный акт следом за Кипрским архиепископом, признавшим первенствующее положение Охридского архиепископа (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 85-87. RegPatr, N 1109). В 1144 г. приходы и клирики О. а. были освобождены от гос. повинностей. Обратной стороной близости Охридских предстоятелей к власти стало их участие в поддержке нек-рых действий императоров, против к-рых выступала К-польская Патриархия: напр., архиеп. Охридский Адриан I в 1183 г. благословил брак внебрачной дочери имп. Андроника I Комнина, за отказ признать к-рый К-польский патриарх Феодосий I Ворадиот был низложен.

После восстановления Болгарского царства

После восстановления Болгарского царства (1185-1187) в Тырнове епископ Видинский и еще 2 иерарха рукоположили сподвижника лидеров восстания во архиепископа Болгарии (см. Василий I, архиеп. Тырновский) с целью создать независимую Болгарскую Церковь (см. в ст. Болгарская Православная Церковь). Охрид оставался под визант. властью, поэтому Тырновскому архиепископу были переданы все епархии, оказавшиеся на территории Болгарского царства. С расширением границ Болгарии все больше епархий О. а. переходили к Тырновской архиепископии: к 1204 г. к Тырнову отошли Видин, Средец, Вельбужд, Ниш, Браничево, Белград, Призрен, Скопье. В послании 1204 г. к папе Римскому Иннокентию III (1198-1216) содержалась просьба болгар дать паллии епископам Видина, Ниша, Вельбужда, Призрена и Скопье (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 89-90). Когда после 1205 г. Охрид занял болг. царь Калоян, то он сохранил О. а. и не стал передавать ее епархии Тырновской архиепископии (Там же. С. 90-94), но заменил архиереев-греков, кроме архиеп. Охридского Иоанна V Каматира (1183 - ок. 1215), болгарами, рукоположенными Тырновским архиепископом.

После взятия крестоносцами в 1207 г. Девола и Костура в 1208 г. там появились католич. епископы, занявшие также часть епархий О. а. в Албании. Но, вероятно, в кон. 1213 или нач. 1214 г. католич. епископию упразднили, когда этими землями завладел севастократор Стрез (1211-1214), племянник болг. правителей Асеней и предположительно брат болг. царя Борила. Впосл. О. а. восстановила власть над албан. епархиями и, возможно, над Драчем, а также над Скопье и Призреном. После смерти севастократора Стреза его земли были разделены между Фессалоникийским королевством и Эпирским деспотатом, поэтому О. а. утратила Могленскую и Струмицкую епархии (Там же. С. 98-99).

В 1216 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука завоевал Охрид, Прилеп, Костур и Скопье, позже - всю Албанию, Просек, Веррию, Серры, Драму и фракийские города до Адрианополя. Поскольку с момента взятия К-поля рыцарями 4-го крестового похода (1204) К-польский патриарх пребывал в Никее, а в К-поле правил лат. патриарх, эпирский деспот, желавший иметь независимого главу Церкви, обратился с этим к Охридскому предстоятелю и в 1224 г. был коронован в Охриде архиеп. Димитрием II Хоматианом. Эта коронация устранила влияние К-польского патриарха на западные (европейские) епархии, объединившиеся под главенством Охридского архиепископа. Отвечая на обвинения патриарха К-польского Германа II (1223-1240), на каком основании глава Болгарской Церкви возлагал корону, Димитрий Хоматиан разъяснял, что его престол получил право помазывать царя по благоволению имп. Юстиниана, поставившего архиепископский престол Болгарии вслед за К-польским (Gelzer. 1902. S. 16-19. RegPatr, N 1239, 1244). О. а. вернула Скопскую, Веррийскую и Сервийскую епархии и получила контроль над епископами Фессалоникийского королевства (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 125-129).

В этот период обострился вопрос о «загорских» (тырновских) епископах в О. а., хиротонисанных Тырновскими архиепископами, поставление к-рых считалось незаконным, т. к. архиеп. Василий был поставлен неканонически и под давлением светских властей. Охридский клир разделился на 2 лагеря: одни считали, что «загорских» епископов и рукоположенных ими священнослужителей надо отстранить, а другие призывали сохранить их духовный сан в силу человеколюбия Церкви. По этому вопросу Димитрий Хоматиан обращался за советом к митр. Керкирскому Василию Педиадиту (Ников. 1921. С. 42-49; Принцинг. 2004). Феодор Комнин созвал Архиерейский Собор в Охриде (1217-1220) под председательством архиепископа и пожелал, чтобы решение удовлетворило «болгарскую» партию, поскольку большая часть паствы О. а. была болгарской. В итоге на основании 12-го и 13-го правил Халкидонского Собора «загорским» епископам предписывалось покинуть кафедры, на к-рые следует поставить новых канонических иерархов, но совершённые ими священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 129-134).

В 1219 г., после предоставления автокефалии Сербской Православной Церкви, от О. а. были отторгнуты Рашская, Призренская, Липлянская и Сремская епархии. В 1232 г. Никейский патриарх направил в Фессалонику митр. Анкирского Христофора как экзарха Запада, что фактически нарушило автокефалию Охрида (RegPatr, N 1261). В 1230 г. владения Феодора Комнина вернулись в Болгарию. В 1232 г. фессалоникийский деспот Мануил, брат Феодора, решил для ослабления влияния своего тестя, болг. царя Иоанна Асеня II, подчинить О. а. Риму: он заручился согласием Римского папы Григория IX, но осуществить свой замысел не смог (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 141-142).

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)Сведений об отношениях между О. а. и Тырновской Патриархией, сосуществовавших в границах Болгарского царства, не сохранилось, как и об утрате автокефального статуса архиепископией после восстановления в 1235 г. патриаршего статуса Тырновской Церкви, когда ее предстоятель стал именоваться «преосвященный архиепископ Богоспасаемого великого града Тырново и патриарх всех болгар» (Цонев Б. Опис на ръкописите на Народната б-ка в София. София, 1910. Кн. 1. С. 197). В синодике Болгарской Церкви имена патриархов Тырновских следуют за именами патриархов Преславских, подчеркивая преемственность между ними, а имена архиепископов Охридских - Иоанникия (ок. 1238) и Сергия (ок. 1241) - стоят между именами Вельбуждских и Браничевских епископов (Божилов И., Тотоманова А.-М., Билярски И. Борилов синодик. София, 2010. С. 173-174), что указывает на подчинение архиепископа Охрида Тырновскому патриарху (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 151). Отсутствие в синодике упоминания архиеп. Димитрия Хоматиана позволяет предположить, что до его смерти (после 1236) архиепископия сохраняла автокефалию, но при преемниках уже утратила. Косвенно об этом свидетельствуют сообщения богослова Никифора Влеммида в его автобиографии: во время посещения Эпира в 1239-1240 гг. он нашел Охрид без предстоятеля (Nicephori Blemidae Autobiographia sive Cirriculum vitae / Ed. J. A. Munitiz. Leuven, 1984. S. 33), и патриарха Тырновского свт. Евфимия в Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской о поставлении после битвы при Клокотнице (1230) болг. царем на завоеванных землях «митрополитов и епископов» (Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393) / Hrsg. E. Kalužniaсki. W., 1901. S. 90). О временной утрате автокефалии О. а. сообщается в болг. «Сказании о Болгарской и Сербской Патриархиях», составленном на Св. Горе в ХV в., где в числе Тырновских патриархов упоминается архиеп. Охридский Феофилакт как толкователь Евангелия и говорится, что ранее «Охридская земля и другие дальние места» принадлежали Тырновскому царству «и там, с благословения Тырновского патриарха, архиепископ Охрида своих епископов поставлял» (Ангелов Б. С. Стари слав. текстове // ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 259-269).

Вскоре послe смерти Иоанна Асеня II (1241) болг. земли оказались разделены между 3 гос-вами: никейский имп. Иоанн III Дука Ватац подчинил ряд городов в Македонии, а венгры - земли около Белграда и Браничево. В 1246 г. города, находившиеся в Вост. Македонии (Серры, Мелник, Вельбужд, Скопье, Велес, Прилеп, Просек и др.), были подчинены Никейскому патриарху, а в Западной - вероятно, Охридскому архиепископу, освободившемуся т. о. от зависимости от Тырновской Патриархии. В 1254 г. никейцы заняли Зап. Македонию и Албанию, в т. ч. Охрид, Велес, Прилеп, Воден, Костур и Девол. Положение О. а. оставалось сложным в силу частых войн и по причине недоверия к ней властей: эпирский деспот ок. 1258 г. даже заточил архиеп. Охридского свт. Константина II Кавасилу как сторонника его политического соперника - никейского, а с 1261 г. визант. имп. Михаила VIII Палеолога.

После восстановления имп. Михаилом VIII Палеологом в 1261 г. Византийской империи положение О. а. улучшилось: архиеп. Константин II Кавасила был освобожден, а впосл. Охридский архиепископ, как и прежде, избирался к-польским клиром, но действовал независимо от К-польского патриарха и по чести следовал за патриархами. Один из Охридских архиепископов, вероятно Иаков Проархий, даже представил императору текст 3-го хрисовула имп. Василия II Болгаробойцы и просил восстановить О. а. в границах 1020 г. Император увидел в этом возможность подчинить Болгарскую и Сербскую Церкви Охриду или К-полю. В 1272 г. он издал хрисовул «Юстинианы Первой завет», подтвердивший действия императоров Юстиниана I и Василия II и разрешивший Охридскому архиепископу без определения его точных прав управлять соседними епархиями, не входившими в тот момент в О. а. (RegImp, N 1992). В 1274 г. на Лионском II Соборе визант. представители объяснили неканоничность автокефалии Болгарской и Сербской Церквей тем, что они возникли без одобрения Римского папы и в ущерб О. а., преемнице Юстинианы Первой, созданной по благословению папы Вигилия (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 156-159). Имп. Михаил считался ктитором мон-ря Трескавец, а его наследник, имп. Андроник II Палеолог (1282-1332), в 1312 г. запретил светским чиновникам совершать «насилие» над архиепископией или ее епархиями (Там же. С. 159; RegImp, N 2336).

В этот период Охридские архиепископы играли важную политическую роль. Так, во время борьбы за власть Андроника II Палеолога с его племянником Андроником III Палеологом молодой император просил К-польского патриарха стать посредником в их примирении, но старший император возложил эту миссию на архиеп. Охридского Григория. Поддерживая архиепископию, визант. власти надеялись укрепиться в областях со слав. населением (Снегаров. 1924. Т. 1. С. 159-161). Благоволение старшего императора к архиепископии выразилось и во вкладе плащаницы в кафедральный храм Охрида. Его зять, албан. архонт Прогон Сгур, построил в 1295 г. в Охриде ц. Богородицы Перивлепты (св. Климента).

О. а. в период сербского правления

В 80-х гг. ХIII в. началась активная экспансия Сербского гос-ва, вызвавшая уменьшение числа епархий О. а.: при кор. Стефане Уроше II Милутине (см. Милутин; 1282-1321) она утратила Скопскую, Моровиздскую и Дебарскую и частично Пелагонийскую епархии, к-рые отошли Сербской архиепископии. Расширение Сербии достигло апогея при кор. Стефане IV Душане (1331-1355), к-рый в 1334-1345 гг. завоевал почти всю Македонию и часть Албании. После взятия Охрида (ок. 1334) на территории Сербского гос-ва оказались 2 автокефальные Церкви - О. а. и Печская архиепископия. Ранее, при расширении владений, серб. правители переподчиняли новые епархии своей архиепископии, но сейчас О. а. сохранила свои границы и независимость, что было призвано укрепить лояльность несерб. населения к серб. властям. Архиеп. Охридский Николай II вместе с патриархом Тырновским Симеоном в 1346 г. даже участвовал в провозглашении архиеп. Иоанникия II Сербским патриархом, а сразу после этого акта они венчали Стефана Душана на царство. Впосл. Сербский патриарх подчинил себе епархии К-польского Патриархата в Фессалии и Македонии и изгнал их иерархов, не тронув епархии Охрида. И. Снегаров считал, что Сербский патриарх признавал старшинство архиепископа Охридского, т. к. получил от него патриарший сан (Там же. С. 320-321). Но при наследнике Стефана Душана Стефане Уроше V (1355-1371) началась децентрализация гос-ва и уже в 1366 г. епархии О. а. находились в неск. гос. образованиях: королевстве Вукашина (в т. ч. Охрид), царстве Симеона Уроша (Эпир и Юж. Албания), деспотстве Радослава Хлапена, королевстве Прилепа, Эльбасанском княжестве. При кор. Вукашине О. а. продолжала быть автокефальной: об этом говорит приглашение в 1367 г. ее главы К-польским патриархом обсудить возможность созыва Вселенского Собора для воссоединения Восточной и Западной Церквей. Ее статус сохранился и при наследнике Вукашина, кор. Марке, к-рый враждовал с серб. кн. мч. Лазарем, поддерживавшим Сербскую Патриархию. Возможно, в этот период О. а. временно отошли Скопская и Призренская епархии и район вокруг Кичева. Юрисдикция О. а. признавалась и во владениях деспота Углеши, но впосл. эти земли оказались у К-польского патриарха. Вероятно, О. а. сохранила епархии в Вельбуждском деспотате и в Юж. Албании - о ее автокефальном статусе упоминает письмо К-польского патриарха Антония IV по поводу неканоничности брака правителя Канины и Авлона (ныне Влёра, Албания; см.: Там же. С. 332-339). К концу серб. периода О. а. имела всего 11 епархий.

О. а. в османский период

После поражения серб. коалиции в битве при Черномене (26 сент. 1371) часть серб. территорий отошла под власть султана. Охрид окончательно перешел в состав Османской империи в 1408 г. Передача Охрида произошла без сопротивления и при лояльном отношении Охридских архиепископов, поэтому султаны благосклонно поддерживали архиепископию, надеясь ослабить влияние К-польской Патриархии в своих балканских владениях. Охрид вначале находился под прямым управлением султана, без вассального посредника. В нач. ХV в. архиеп. Охридский Матфей временно присоединил Софийскую и Видинскую епархии, несмотря на протесты К-польского патриарха. Отношения с К-польской Патриархией испортились после Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор), к-рую О. а. не признала. Межцерковные споры вызывало и управление Охридом некоторыми бывш. к-польскими епархиями, напр. Веррией. Но после падения К-поля отношения между Церквами улучшились: в 1467 г. бывш. К-польский патриарх Марк (см. Марк II) даже стал Охридским предстоятелем.

Роспись купола и парусов ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Мастера Михаил Астрапас и Евтихий. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)Роспись купола и парусов ц. Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Мастера Михаил Астрапас и Евтихий. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)В научной лит-ре (Трифонов Ю. Отношениято на Сръбската Ипекска Църква към Охридската в началото тур. владичество // Македонски преглед. София, 1928. Год. 4. № 4. С. 43-78; Снегаров. 1932. Т. 2. С. 501-508; Српски jерарси. С. 365) до 80-х гг. ХХ в. ошибочно считалось, что в сер. ХV в. О. а. была временно объединена с серб. Печской Патриархией, а ее юрисдикция, после того как Печский патриарх Никодим по просьбе молдав. воеводы Александра в 1453 г. хиротонисал митр. Молдавского Феоктиста I (см. в ст. Молдавская митрополия), распространилась на Валахию и Молдавию и номинально продолжалась до кон. XVI в. Однако эти мнения возникли в силу неверного прочтения В. И. Григоровичем имени Никодим вместо Николай в записи 1848 г. о росписи ц. Богородицы в с. Лешани близ Охрида (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 107) и бесспорно опровергаются прочтением имени Николай (см. ст. Николай III, архиеп. Охридский) в записи о росписи 1450/51 г. ц. Успения Богородицы в с. Велестове близ Охрида (Суботиќ Г. Охридската сликарска школа од XV в. Скопjе, 1980; он же (Суботић Г.). Пећки патриjарх и Охридски архиеп. Никодим // ЗРВИ. 1982. Књ. 21. С. 213-234).

В XVI в. большинство иерархов О. а. были славянами: тексты актов, надписи и книги следуют ресавской (безъюсовой) орфографии, в целом сербской по происхождению, что привело к конфликтам в епархиях с большинством греч. населения (Снегаров. 1932. Т. 2. С. 25-27). Позже противостояние греческих и славянских иерархов привело к расколу, когда без согласия архиеп. Охридского Прохора в кон. 1529 или нач. 1530 г. митр. Смедеревский Павел провозгласил себя архиепископом Печским. Его действия в сент. 1531 г. осудил патриарх К-польский Иеремия I, и дважды, на Архиерейских Соборах в Охриде в 1530 и 1532 гг., принимались решения о снятии с него сана. Но, прибегнув к клевете, митр. Павел добился заточения архиеп. Прохора и неск. митрополитов. После освобождения архиепископ получил фирман о восстановлении О. а. в прежних границах, а в 1541 г. хиротонисанные митр. Павлом епископы были лишены сана.

При архиеп. Прохоре О. а. подчинялись правосл. общины в Юж. Италии - на Сицилии, в Апулии, Калабрии, Венеции и Далмации, составляя т. н. Италийскую епархию (Макушев В. Исторические розыскания в Албании в средние века. Варшава, 1871). Но Ватикан препятствовал проезду ставленников и иерархов из Охрида и обратно, поэтому архиеп. Охридский Гавриил просил о помощи польск. кор. Стефана Батория, к-рый в 1586 г. обратился к Римскому папе Сиксту V (1585-1590) с посланием, уверяя, что Италийская епархия подчинялась Охриду со времени падения К-поля (Снегаров. 1932. Т. 2. С. 569).

После 1557 г. в О. а. под влиянием К-польской Патриархии и Ватикана усилилась борьба церковных партий. Преемник архиеп. Прохора, Симеон, был свержен прогреч. партией через полгода после избрания. При поддержке османских властей патриарх Печский Макарий (Соколович) подчинил себе все епархии О. а. на серб. землях, а также Скопскую, Моровиздскую, Нишскую и Кюстендилскую (вместе с Разлогом). Тогда же О. а. утратила Веррийскую епархию, а Италийская епархия и к 1575 г. епархии в Далмации отошли К-польской Патриархии. В кон. ХVI или нач. ХVII в. О. а. вернула себе Драчскую епархию.

Во 2-й пол. ХVI в. положение христиан в Османской империи осложнилось. В 1598 г. в Велесе по неизвестным причинам был казнен архиеп. Охридский Варлаам. Постоянно повышались налоги на храмы и мон-ри, что вызвало запустение мн. приходов и обителей. В 1688/89 г. введен харадж (налог для иноверцев) на правосл. священнослужителей и монахов. В 1631 г. О. а., чтобы выплатить 25 тыс. золотых, заложила все драгоценные облачения и церковную утварь, свои ценности продавали епархии, мон-ри и храмы. Ок. 1670 г. митр. Струмицкий Арсений заложил церковное имущество для выплаты штрафа за возведение храма. Во 2-й пол. ХVI и в 1-й пол. ХVII в. О. а. считалась беднейшей из правосл. Церквей. Иерархи, не имея средств для выплаты долгов, покидали епархии и уходили в др. Церкви, в т. ч. в Русскую. Так, архиеп. Охридский Нектарий Грек в 1613 г. возглавил Вологодскую и Великопермскую епархию. В храмах О. а. практически не осталось духовенства (Там же. С. 69-90, 107-119).

Отношения с Константинопольской Патриархией и упразднение О. а.

Ослабление О. а. усилило вмешательство К-польской Патриархии в ее внутренние дела. Ок. 1676 г. К-польский патриарх Дионисий IV Серогланис вмешался в противостояние архиеп. Охридского Феофана и 7 иерархов во главе с митр. Костурским Давидом, которые обвинили предстоятеля в неканонической узурпации Охридского престола: еще будучи иеромонахом, он занял престол Гревенской епархии, а затем с помощью клеветы добился своего возведения на кафедру. Патриарх Дионисий созвал Собор, на к-ром при участии Антиохийского и Иерусалимского патриархов, 23 к-польских митрополитов и 7 охридских иерархов архиеп. Феофан был лишен сана, а на престол О. а. поставлен митр. Софийский Мелетий II. Однако архиеп. Мелетий не оправдал надежд патриарха; перед тем как покинуть кафедру из-за финансовых проблем, он издал ряд актов, направленных на укрепление автокефалии архиепископии. В 80-х гг. XVII в., по мнению Снегарова, положение О. а. определялось борьбой фанариотской и автохтонной партий: фанариоты, в основном греки по происхождению, по протекции Стамбула поддерживали влияние Фанара, а автохтоны, к которым относились болгары, албанцы и влахи, стремились к независимости О. а. и просили ставить на кафедры иерархов-славян. Архиеп. Германа, представителя автохтонной партии, в 1691 г. сместил фанариот митр. Тырновский Григорий (см. Григорий, архиеп. Охридский (VI)), к-рый через 2 года за вознаграждение отказался от престола в пользу автохтона Игнатия, митр. Белградского (Там же. С. 127-128).

В апр. 1693 г. патриарх К-польский Каллиник II Акарнан направил окружное послание поместным Церквам, в к-ром доказывал, что лишь 5 правосл. предстоятелей являются законными патриархами - К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский, а Охридский, Кипрский, Грузинский и Печский архиепископы, появившиеся благодаря благоволению визант. императоров или в силу соборных решений, не имеют права иметь патриаршее достоинство (Δελικάνης Κ. Πατριαρχικὰ ἔγγραφα. Κωνσταντινούπολις, 1905. Τ. 3. Σ. 796). Согласно сообщению Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары (1707-1731), поводом для такого послания стало наименование патриархом бывш. архиеп. Охридского Мелетия II во время его путешествия в Россию, хотя патриархами нек-рые Охридские предстоятели именовали себя и ранее. Патриарх Каллиник подверг прещению также иерархов, дерзнувших называться патриархами и использовавших по отношению к ним такую титулатуру (Ibid. S . 797; Снегаров. 1932. Т. 2. С. 128-129). Но в 1697 г. в преамбуле деяний Собора в Адрианополе (Эдирне) Охридская, Печская и Кипрская архиепископии провозглашались «почитаемой троицей, существующей столь же законно, как и богосозданная четверка патриархов», что было достигнуто угрозой предать анафеме К-польского патриарха, если тот нарушит свободу автокефальных Церквей (Снегаров. 1932. Т. 2. С. 122).

Но положение О. а. оставалось нестабильным. Вмешательство в ее дела светских властей и К-польской Патриархии усиливалось, что прежде всего отразилось на частой смене ее предстоятелей: с 1688 по 1718 г. на престоле побывали, иногда по 3 раза, 12 архиепископов, при этом фанариот архиеп. Мефодий пробыл на кафедре всего 7-8 дней, а впосл. архиеп. Иоасаф II (1719-1745) - 26 лет.

К-польский патриарх Самуил добился разлада в автохтонной партии О. а. и 16 янв. 1767 г. получил письменный отказ архиеп. Арсения II от Охридского престола, после чего выступил инициатором издания хатт-и шерифа султана Мустафы III об упразднении О. а. и о передаче ее епархий К-польской Патриархии. В тексте хатт-и шерифа запрещались попытки оспорить данное решение. Так, К-польской Патриархии отошли 9 митрополий (Костурская, Воденская, Гревенская, Сисанийская, Корчанско-Селасфорская, Бератская, Драчская, Битольская и Струмицкая) и 5 епископий (Гора-Мокренская, Преспанская, Дебарско-Кичевская, Велесская и Могленская). Впосл. патриарх упразднил даже Охридскую епархию, подчинив Охрид митрополиту Драча (в 1776 город отошел к Преспанской епархии, глава которой стал именоваться «Преспанский и Лихнидский»), а митрополитам дал титулы экзархов - «экзарх всей древней Болгарии» (Костурскому), «экзарх всей болгарской Македонии» (Битольскому) и «экзарх Болгарской Македонии» (Струмицкому) (Там же. С. 150-152). 15 мая 1767 г. Патриарший Синод издал томос, в к-ром упразднение О. а. и Печской Патриархии (1766) объяснил тем, что ранее визант. императоры своевольно отделили Охрид и Печ от К-польской Патриархии и что неканоничное основание негативно отразилось на жизни этих Церквей, где престол часто занимали недостойные лица, накапливавшие долги и пренебрегавшие паствой, и привело к плачевному положению, вынудившему их архиереев молить власти империи подчинить епархии Вселенскому престолу (Δελικάνης Κ. Πατριαρχικὰ ἔγγραφα. 1905. Τ. 2. Σ. 899-900; Кръстевич. 1869. C. 20; Снегаров. 1932. Т. 2. С. 149-151).

Предстоятели О. а.

(о мн. предстоятелях сохр. отрывочные сведения, имена нек-рых известны лишь по синодикам, печатям, подписям в актах и различным надписям, поэтому их последовательность и предлагаемые датировки правления в научных изданиях часто расходятся - Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 547-550; Снегаров. 1924. Т. 1. С. 195-213, 340-342; 1932. Т. 2. С. 182-210; Белчовски J. Хронолошки список на поглаварите на Охридската архиепископиjа (патриjаршиjа) // Он же. Собр. дела. Скопjе, 2011. С. 332-352): Иоанн I (1019-1037), Лев I (ок. 1037-1056), Феодул I (1056-1064/65), Иоанн II Лампин (1065-1078), Иоанн III Трезвый (1078/79-1091), Феофилакт Болгарский (1091 - ок. 1125), Лев II Мунг (1108 или 20-е гг. XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан, архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

Лит.: Zahariä von Lingenthal K. E. Beiträge zur Geschichte der bulgarischen Kirche. St.-Pb., 1864; Леонид (Кавелин), архим. Архиепископия Первой Юстинианы Охридская и ее влияние на юж. славян. М., 1867; Кръстевич Г. Исторически изследования за Охридската и Ипекската архиепископия. Цариград, 1869; Натанаил (Стоянов), митр. За юстинианови права на Охридската архиепископия, или За църк. независимост и самостоятельност на Охридско-българско свещеноначалие. Цариград, 1873; Gelzer Н. Ungedruckte und wenig bekannte Bistumerverzeichnisse d. orient. Kirche // BZ. 1892. Bd. 1. S. 245-282; 1893. Bd. 2. S. 22-72; idem. Der Patriarchat von Achrida: Geschichte u. Urkunden. Lpz., 1902. (ASGW; 20); Шопов А., Стрезов Г. Кодекс на Охридската патриаршия // СбНУНК. 1894. Кн. 10. С. 536-579; Prokič B. Die Zusätze in der Handschrift des Johannes Skylitzes: Codex Vindobonensis hist. graec. 74. Münch., 1906. S. 35. N 58; он же (Прокић Б.). Постанак Охридског патриархата. Београд, 1912; Новаковић С. Охридска архиепископиjа у почетку ХI в.: Хрисовуље цара Василиjа од 1019. и 1020. г. // ГСКА. 1908. Књ. 76. С. 1-62; Златарски В. Н. Кой е бил бълг. архиепископ в Охрид при покоряването на България от Василий II // Християнска мисъл. София, 1909. Год. 2. Кн. 2. С. 464-472; idem (Zlatarski V.). Prima Justiniana im Titel des bulgarischen Erzbischofs von Achrida // BZ. 1929. Bd. 30. S. 484-489; Иванов Й. Епархиите на Охридската архиепископия в нач. на ХI в. // Списание на БАН. София, 1911. Кн. 1. С. 93-112; он же. Български старини из Македония. София, 19312; Ников П. Принос към истор. изворознание на България и историята на българската църква // Списание на БАН. 1921. Кн. 20. С. 1-62; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924-1932. 2 т.; он же. Унищожението на Охридската архиепископия: Подготвителен процес, причини и значението и през време на църковната борба // ГСУ, БФ. 1926. Т. 3. С. 113-137; он же. Унищожаването на Охридската патриаршия и влиянието на елинизма в България // Македонски преглед. София, 1926. Год. 2. Кн. 3. С. 65-110; Lascaris M. Joachim, métropolite de Moldavie et les relations de l'Eglise moldave avec le patriarcat da Pec et l'archevéché d'Achris au XVe s. // Bull. de la Section historique Académie Roumaine. Bucur., 1927. T. 13. P. 1-31; Stiernon L. Notes de titulature et prosopographie byzantines // REB. 1963. Vol. 21. P. 222-243; Љубинковић Р. Традициjе Приме Jустиниане у титулатури Охридских архиепископа // Старинар. Београд, 1966. Књ. 17. С. 61-76; Ταρνανίδης ᾿Ι. Χ. ῾Η διαμόρφωσις τοῦ αὐτοκεφάλου τῆς Βουλγαρικῆς ᾿Εκκλησίας (864-1235). Θεσ., 1976; Prinzing G. Entstehung und Rezeption der Justiniana Prima-Theorie im Mittelalter // Bbl. 1978. T. 5. P. 269-287; idem. Wer war der «Bulgarische Bichof Adrian» der Laurentinus-Chronik sub anno 1164? // JGO. 1988. Bd. 36. H. 4. P. 552-557; он же (Принцинг Г.). Квазипатриjарх у Епирскоj држави: Аутокефални архиеп. «Бугарске» (Охрида) Димитриjе Хоматин // ЗРВИ. 2004. Књ. 41. С. 165-182; idem. Die autokephale byzant. Kirchenprovinz Bulgarien/Ohrid: Wie unabängig waren ihre Erzbischöfe // Proc. of the 22 Intern. Congress of Byzant. Studies. Sofia, 2011. Vol. 1: Plenary Papers. P. 389-413; Maxim M. Les relations des pays roumains avec l'archevêché d'Ochrid à la lumière de documents turcs inédits // RESEE. 1981. Vol. 19. N 4. P. 653-672; Литаврин Г. Г. България - Византия (ХI-ХII в.). София, 1987; Събев Т. Самостойна народностна Църква в средновек. България. София, 1987; Döpmann H.-D. Zur problematic von Justiniana prima // Miscellanea Bulgarica. W., 1987. Bd. 5. S. 221-239; Кръстанов Т. Охридска архиепископия // КМЕ. 1995. Т. 2. С. 899-903; Тъпкова-Заимова В. Превземането на Преслав в 971 г. и проблемите на Българската църква // 1100 години Велики Преслав. Шумен, 1995. Т. 1. С. 172-181; она же. Дюканжов списък // Palaeobulgarica. 2000. Год. 24. № 3. С. 21-49; eadem (Tapkova-Zaimova V.). Entre Ochrid et Tirnovo: Problemes de l'Eglise apres 971 // Byzantium and the Bulgarians (1018-1185). Athens, 2008. P. 25-38; Петров П. Охридската бълг. архиепископия (1018-1767) // Македонски преглед. 1999. Год. 22. Књ. 3. С. 11-33; Бърлиева С. Московският препис на Дюканжовия списък // Palaeobulgarica. 2000. Год. 24. № 3. С. 50-65; Пириватрич С. Самуиловата държава: Обхват и характер. София, 2000; Angold M. Church and society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 2000; Тодић Б. Фреске у Богородици Перивлепти и порекло Охридске архиепископиjе // ЗРВИ. 2002. Књ. 39. С. 147-161; он же. Архиеп. Лав - творац иконографског програма фресака Св. Софиjи Охридскоj // Византиjски свет на Балкану. Београд, 2012. Књ. 1. С. 119-135; Чешмеджиев Д. Култовете на бълг. светци през ХI-ХII в. // Науч. трудове / Пловдивски ун-т «Паисий Хилендарски». Пловдив, 2003. Т. 41. Кн. 1. С. 495-503; он же. Култът към св. Климент Охридски в средновек. България // Св. Климент Охридски в културата на Европа. София, 2018. С. 333-349; Шрайнер П. Охрид как церк. и полит. центр // Културните текстове на миналото: Носители, символи, идеи: Мат-ли от междунар. науч. конф. в чест на 60-годишнината на К. Попконстантинов, 29-31 окт. 2003, Вел. Търново. София, 2005. Кн. 1: Текстове на историята, история на текстовете. С. 34-39; Гюзелев В. Покръстване и християнизация на българите: Извороведческо изследване с приложение. София, 2006; Илиев И. Охридският архиеп. Димитър Хоматиан и българите. София, 2010; он же. Св. Климент Охридски: Живот и дело. Пловдив, 2010; Белчовски J. Собр. дела. Скопjе, 2011; Божилов И. Българската архиепископия ХI-ХII в.: Списъкът на Бълг. архиепископи. София, 2011; Крсмановић Б. Значаj Атона и Охридске архиепископиjе у политици Василилиjа II и на Балкану // ЗРВИ. 2012. Књ. 49. С. 87-111; он же. О односу управне црквене организациjна подручjу Охридска архиепископиje // Византиjски свет на Балкану. 2012. Књ. 1. С. 17-38; Турилов А. А. К истории поздневизант. церк. иерархии (по данным слав. источников кон. XIV - сер. XV вв.) // ЗРВИ. 2013. Књ. 50. Т. 2. С. 751-756; Станев К. Достоверен извор ли са грамотите на имп. Василий II // Епохи. Вел. Търново, 2017. Т. 25. Кн. 2. С. 472-480.
Д. Чешмеджиев
Рубрики
Ключевые слова
См.также